Методические рекомендации родителям по организации самостоятельной работы обучающихся
Поступление ребенка в музыкальную школу является важным событием как для него самого, так и для родителей. Постигать азы музыкального искусства – нелегкая задача. И естественно, что помощь родителей здесь немаловажна, даже первостепенна. На начальном этапе обучения необходимо выработать у ребенка усидчивость, увлечь его занятиями. Ниже приведены некоторые рекомендации по организации домашних занятий для детей.
Специальность:
1. Занятия должны быть регулярными. Чтобы стать настоящим музыкантом, надо много трудиться. Конечно, для детей противопоказаны большие нагрузки. Но даже 20-30 минут занятий каждый день имеют большую пользу.
2. Нельзя заставлять ребенка садиться заниматься сразу после школы.
Перед занятиями он должен отдохнуть и поесть.
3. Занятия не должны быть продолжительными. Необходимо делать небольшие перерывы, менять вид деятельности.
4. Родители должны следить за качеством занятий. Ребенок не должен отвлекаться, баловаться; очень важно, чтобы занятия были плодотворными.
5. Большое значение имеет хороший инструмент. Он обязательно должен быть настроен, чтобы занятия были качественными.
6. Следите за осанкой ребенка во время занятий, ни в коем случае он не должен горбиться. Для занятий на фортепиано обязательно сделайте подставку на стул и подставку для ног. Если ребенок занимается на каком либо другом инструменте, приобретите ему хороший пульт.
7. Следите за его успеваемостью, постоянно проверяйте оценки в дневнике.
8. Не забывайте похвалить ребенка, внимательно послушать произведения, которые он исполняет. Ребенок должен постоянно ощущать вашу любовь и поддержку.
Сольфеджио:
Самостоятельная работа обучающихся по сольфеджио основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет от 1 часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться выполнять данное задание самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте).
Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы.
Следует помнить, что процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет четыре стадии:
1) ознакомление
2) слушание
3) запоминание путём многократного повторения
4) умение быстро и чётко воспроизвести
Музыкальная литература:
Самостоятельная (внеаудиторная) работа составляет 1 час в неделю. Для достижения лучших результатов рекомендуется делить это время на две части на протяжении недели от урока до урока. Регулярная самостоятельная работа включает в себя, в том числе, повторение пройденного материала (соответствующие разделы в учебниках), поиск информации и закрепление сведений, связанных с изучаемыми темами, повторение музыкальных тем.
Хор:
Необходимым условием самостоятельной работы обучающегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Обучающийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. Важно, чтобы ученик мог свободно интонировать, одновременно исполняя на фортепиано другие хоровые партии. Такой способ формирует навыки пения в ансамбле. В результате домашней подготовки обучающийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.
Ансамбль:
С учетом того, что образовательные программы содержат одновременно несколько предметов, связанных с исполнительством на музыкальном инструменте - «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» (прогр. "Фортепиано") - обучающийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по инструментальному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
Фортепиано (для хорового класса):
Отводимое для внеаудиторной (самостоятельной) работы время может быть использовано на выполнение обучающимися домашнего задания, посещение ими учреждений культуры: филармоний, театров, концертных залов, музеев и др., а также участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими материалами в соответствии с программными требованиями по учебному предмету. Преподавателю необходимо помочь учащемуся рационально распределить и использовать время для самостоятельной работы. Воспитание и развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы необходимо начинать с разбора музыкального материала на уроке под руководством преподавателя. При этом преподаватель прививает ученику сознательное и вдумчивое отношение к изучаемому материалу с тем, чтобы продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних занятий.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: